Страницы

Поиск по этому блогу

Игровые технологии обучения

Презентация Игровые технологии
Атлас профессий
Деловая Игра "На что потратить жизнь" 

Во все времена педагога  волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешить эту проблему очень легко  с помощью компьютерных  и  игровых технологий обучения.
  Игровые  технологии обучения.  (Сл. 4) Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети говорит:  « … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». 
Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
   В младших классах игра  занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.
    В работе учителя младших классов самая трудная задача - довести свои мысли до сознания учащихся. Учитель может хорошо знать свой предмет и держать класс под своим жестким контролем, но если он не может установить с ним тесный контакт, если дети плохо понимают урок, его усилия окажутся напрасными.
Игра же представляет собой первую доступную для школьника форму  деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
В.А. Сухомлинский так же отмечал, что «… жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может в процессе игры решить более трудную задачу. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
     Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной задачи.  Они создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
 Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Актуальность игры сегодня повышается и из-за ᴨеренасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

            На разных этапах урока включать занимательные упражнения, уроки – путешествия.  Все дети даже  самые  неподготовленные   к обучению,  с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. Они всегда с нетерпением ждут  очередной встречи с Незнайкой, Буратино и другими сказочными героями. На таких уроках   можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки.   А для учителя важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удерживать его, сделать стойким на долгие годы.  Также в практике  можно использовать  и нестандартные уроки. Например, что может быть лучше урока-праздника.
Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
              1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
              2)доступность для учащихся данного возраста;
              3)умеренность в использовании игр на уроках.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету».Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования.«Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры.  Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
      Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:
Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
Полноценное соединение знаний и практических навыков.
Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.
      Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.
  Педагогические игры имеют следующую классификацию:
-  По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;
-  По характеру педагогического процесса:
1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2.       познавательные, воспитательные, развивающие;
3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;
 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Приведу примеры дидактических игр, которые я часто использую на уроках:

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

 III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Функции игровой деятельности:
Развлекательная. Доставлять удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
Коммуникативная. Освоение диалектики общения.
Самореализации. Проявление личностных качеств.
Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
Диагностическая. Выявление отклонений  от норм поведения,  самопознание.
Коррекция.  Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Межнациональные  коммуникации. Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.  
Социализация.  Включение в систему  общественных отношений, усвоение норм  человеческого общежития.
      Педагогическая игра должна обладать  важнейшим признаком – четко поставленной  целью общения и соответствующим ей педагогическим  результатом.
      Игра  выполняет следующие  целевые ориентации:
Дидактическая. Расширяет кругозор, активизирует познавательную  деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги,  принимать оптимальное решение.  Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитательную. Формируются нравственные, этические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается  навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
    Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:
- игры с правилами;
- ролевые игры;
- Комплексные игровые системы ( например КВН).
      Также важна  классификационная модель  по структурным  элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры ля закрепления;
- обучающие игры:
- релаксационные игры- пазы.
    Несомненным достоинством является то, что  посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование 
 классификация по межпредметным связям:
 - историко-литературные;
 - историко-филологические;
 - историко-географические;
 - историко-математические и т.д.
   Иногда, планируя  учебный процесс, необходимо разделять обучающиеся игры по источнику познания:
 - игры на основе наглядности;
 - игры на основе практической работы;
 - игры на основе устного  изложения  учебного материала.
    В определенных случаях важно  разделять игры  по коллективу участников:
 - на групповые;
 - индивидуальные;
 - диалоговые (парные)
 - массовые.


Комментариев нет:

Отправить комментарий