ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ГРУППАХ
№
|
Название
|
Краткое описание
|
Цель игры
|
Количество детей
|
Примечания
|
1.
|
«Путаница»
|
Каждый берет за руки двух разных людей стоящих,
желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг.
|
Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие
возбуждения.
|
5-10
|
Перед началом распутывания рекомендуется отметить
необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность
каждого. Можно использовать для завершения занятия.
|
2.
|
«Вася - Вася»
|
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по
коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя,
второго – имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.
|
Знакомство, внимание, наблюдательность и координация.
|
5-10
|
Желательно во время называния чужого имени смотреть на
адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут
выпадать из процесса.
|
3.
|
Имена - качества
|
Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство
характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса –
любовь, Сергей - скромность) которое он мог бы принести в эту группу сегодня.
|
Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по
осознанию себя как личности
|
Любое
|
Подходит для начала занятия, когда участники уже чувствуют
себя достаточно безопасно.
|
4.
|
Вопросы на бумажках
|
Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел
бы получить ответ (вариант – на который сам бы хотел ответить). Бумажки с
вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в
произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.
|
Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность
увидеть товарищей по группе с новой стороны
|
Любое
|
Возможный уход от серьезной работы – написание вопросов
типа «Какого цвета у меня волосы?». Ведущий заранее может сказать, каково
было бы ему получить такой «вопрос отмазку».
|
5.
|
Мозговой штурм
|
Все участники обсуждают проблему и выносят свои
предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов
демократии.
|
Возможность демократического и ненавязчивого решения или
обсуждения любых вопросов и проблем.
|
Любое
|
Техническое обеспечение – ватман, маркеры разных цветов.
|
6.
|
«Поиск общего»
|
Группа делится на двойки, и два человека находят
определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки
с той же целью и т.д.
|
Знакомство, внимание к личности другого и осознавание
проявлений своей личности
|
8-30
|
Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на
четверках, восьмерках и т.д.
|
7.
|
«Времена года»
|
Участники молча развиваются на группы по временам года,
соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомически изображает
свое время года, задача остальных – угадать какое.
|
Разрядка, знакомство, сплочение группы
|
10-25
|
|
8.
|
«Дни рождения»
|
Участники молча сроятся в линейку по дням рождения.
|
Разрядка, знакомство, сплочение группы
|
5-30
|
|
9.
|
«Эхо»
|
Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят
напротив и повторяют как эхо.
|
Взаимодействие «личность - группа», обратная связь.
|
5-25
|
При желании можно добавлять жесты.
|
10.
|
«Зеркало»
|
В парах один человек повторяет движения другого. Вариант –
вся группа повторяет движения одного.
|
Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости.
Обратная связь.
|
Любое
|
|
11.
|
«Выход-вход в круг»
|
Задача одного из участников любым способом выйти или войти
в круг, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы – от
физических до убеждения.
|
Противостояние группе, умение убедить, умение сказать
«нет»
|
6-12
|
Может стимулировать групповой процесс
|
12.
|
«Семеро козлят и волк»
|
Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью
«волк», треть – «коза», треть – «козленок». «Козлята» идут в свой дом, а
«волки» и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить,
что они «козы» и, что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или
нет. Если пустили «волка» то он забирает 1-2 «козлят», ели «козу» не пустили,
то 1-2 «козленка» умирают от голода.
|
Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать
обман и внимание к невербальным отношениям
|
12-25
|
Подростки обычно действуют по принципу «нравится – не
нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения.
|
13.
|
«Мои особенности и преимущества»
|
Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или
надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и
т.д., которые надо заполнять информацией о себе на заданную тему). По желанию
можно показать рисунок группе и рассказать о нем.
|
Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной
личности и к особенностям другого.
|
7-15
|
Рисунки желательно оставить участникам и предложить им
обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.
|
14.
|
Карта моей души
|
Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами
территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать где и что
находится.
|
Формирование «Я - концепции», возможность побыть с самим
собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.
|
10-20
|
Если всем захочется делится рисунками процесс может
затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участников хорошо взять
себе и возвращаться к ним в дальнейшем.
|
15.
|
«Преодоление препятствий»
|
Участники выстраиваются в линейку. Инструкция:
«Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные
препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий
должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было
преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные,
физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. требующие различных и
нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствий. Одно
условие – не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из
участников команды обязательно должен быть и препятствием и преодолевающим»
|
Необходимо мобилизовать всю свою волю к победе и
обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять «что
хочет препятствие», как и каким образом его следует преодолевать.
|
7-10
|
Очень эмоциональная игра. В ее процессе поощряется
открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил.
В конце игры проводится тщательное обсуждение.
|
16.
|
«Клубок»
|
Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том,
как его коснулась лично обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку
и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно
распутать, а можно скомкать
|
Осознавание общности проблем и возможности взаимоподдержки
|
Любое
|
Ведущему следует задать тон серьезного разговора.
Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания.
|
17.
|
Деловая игра «Предотвращение употребления ПАВ»
|
Участникам предлагается представить себя руководителями
учебных учреждений. Задача – предотвращение употребления их в учебном
заведении ПАВ. Как это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма
|
Осознавание степени своего участия в решении проблемы
|
Любое
|
Правила проведения мозгового штурма
|
18.
|
Кочки
|
На листочках пишется по одному слову из пословицы,
листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в
линейку на листы бумаги (А4). Задача – не становясь на пол построится в
правильном порядке.
|
Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения
проблем.
|
7-10
|
|
19.
|
«1,2,3,4,5»
|
Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения
руками (как бы стуча в дверь, сначала правой рукой, потом левой, сначала на
уровне головы, потом на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз
«ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя тем делают это 5 раз, затем 4,3,2,1.
|
Разрядка, позитивные эмоции.
|
Любое
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий